Новости – Общество
Общество
«За брендами не гнались»
Наряды молодежи второй половины 20 века. Фото: Ассоль Мукарова / «Русская планета»
Как формировалась мода в советском Челябинске
19 марта, 2016 18:25
9 мин
В выставочном зале Государственного архива Челябинской области открылась экспозиция «Модный советский шик», посвященная истории моды второй половины ХХ века. Она объединила более 100 экспонатов. Челябинские историки рассказали «Русской планете», какие исторические события повлияли на советскую моду, и какие эпохи она пережила.
– Вторая половина ХХ века в советской моде считается самым интересным периодом, — начинает экскурсию Галина Кибиткина, главный археограф объединенного Государственного архива Челябинской области. — В 1920-е годы мода была более утилитарная, упрощенная. Вообще на этой выставке мы не говорим о высокой моде. Потому что Челябинск — город рабочий. Сюда в 1930-е годы привезли из деревень народ, чтобы строить заводы, люди в лохмотьях были, какие уж тут модные изыски? Интеллигенции было крайне мало, это уже во время войны сюда эвакуировали людей из других частей России, произошел некий сдвиг. Кто-то очень практичный взял с собой много мыла, а кто-то в эвакуацию прихватил носочки белые, какие-то элементы модной одежды. Для Челябинска это было что-то! Многие женщины из окрестных деревень обменивали, к примеру, на молоко эти вещи и щеголяли потом в них на вечерках. Ведь женщинам во все времена хотелось быть красивыми...
В государственном архиве Галина Кибиткина работает больше 30 лет. Немало времени потратила она и на создание этой коллекции, посвященной истории советской моды. Жители Челябинска приносили в дар винтажную одежду, обувь, различные аксессуары.
Мы подходим к экспозиции кружевных изделий.
– Вот это все относится к 50-м годам, — Галина Николаевна демонстрирует стену, увешенную салфетками, скатертями и манекен в белом штапельном платье с вышитым голубыми нитками подолом. — В годы войны и послевоенное время премию на предприятиях зачастую выдавали такими отрезами, из которого сшито это платье — это считалось нормальным. Женщины всегда старались как-то себя украсить. И поэтому они массово занимались вышивкой, вязанием, так было принято. Да, выглядит наряд неказисто, но так одевались советские девушки, вдобавок к нему еще надевались белые босоножки или парусиновые туфельки и крепдешиновый платочек. Конечно, вещи можно было и в магазине купить, да только денег у людей не было, да и выбор был невелик. В Челябинске, например, работал Дом моделей одежды, мощность пошива которого была всего лишь 1 тыс. моделей в год! Модно одевались единицы.
– Вот это все относится к 50-м годам, — Галина Николаевна демонстрирует стену, увешенную салфетками, скатертями и манекен в белом штапельном платье с вышитым голубыми нитками подолом. — В годы войны и послевоенное время премию на предприятиях зачастую выдавали такими отрезами, из которого сшито это платье — это считалось нормальным. Женщины всегда старались как-то себя украсить. И поэтому они массово занимались вышивкой, вязанием, так было принято. Да, выглядит наряд неказисто, но так одевались советские девушки, вдобавок к нему еще надевались белые босоножки или парусиновые туфельки и крепдешиновый платочек. Конечно, вещи можно было и в магазине купить, да только денег у людей не было, да и выбор был невелик. В Челябинске, например, работал Дом моделей одежды, мощность пошива которого была всего лишь 1 тыс. моделей в год! Модно одевались единицы.
В каждой советской семье была швейная машинка, которая передавалась из поколения в поколение. Вот и на выставке свое почетное место заняла легендарная помощница хозяек «Зингер».
У каждой советской модницы была швейная машинка и журналы с выкройками. Фото: Ассоль Мукарова / «Русская планета»
У каждой советской модницы была швейная машинка и журналы с выкройками. Фото: Ассоль Мукарова / «Русская планета»
– Машинки не было только у самых бедных или ленивых, — продолжает экскурсовод. — Они были необходимы семье не только для того, чтобы сшить супермодный наряд, а чтобы перелицовывать, перекраивать вещи и ребятишкам, и взрослым. Вообще в то время любую одежду вплоть до носков и даже капроновых чулок штопали не только дома, но и в ателье. Это сейчас если появится дырочка — вещь сразу выкидывают. Советские женщины проявляли удивительную изобретательность. Вот эти сшитые манишки — ноу-хау советских модниц. Чтобы целиком вещь сшить, надо ведь много материала, а тут просто надел кусок ткани под пиджак или кофточку — вроде как целая вещь выглядывает и смотрится красиво.
Рядом со швейной машинкой — стопка модных советских журналов, есть и «Книга кройки и шитья» Челябинского издательства. По словам Галины Кибиткиной, за мировыми тенденциями челябинки следили, читая западный глянец.
– В 1950-е годы у нас в СССР модные западные журналы были запрещены, но они были у каждой швеи, — поделилась Галина Николаевна. — Дело в том, что после войны наши солдаты привезли много немецких журналов, по которым модницы шили себе наряды. На западе в то время дома мод с восторгом принимали линии одежды от Диор. Казалось, что до СССР эта мода не дойдет, ведь между нами «железный занавес». Однако в 1956 году показали знаменитый фильм «Карнавальная ночь», где на Людмиле Гурченко было платье от Dior, которое увидели все. Вообще советские женщины внимательно следили за тем, что было надето на артистов, какие у них прически. Одна моя знакомая рассказывала, что четыре раза сходила на один фильм, чтобы сшить понравившееся платье точь-в-точь как у героини. Также в 50-е годы у СССР были налажены торговые отношения с Китаем. Помимо китайских пуховиков, блузок и кофточек у нас продавались их великолепные габардиновые плащи, которые мы называли «пыльники». Они были из трикотажа высочайшего качества.
С наступлением хрущевской оттепели, в 50-х годах в СССР появилась новая молодежная субкультура — стиляги.
– На манекене — модные шерстяные брюки в полоску с подтяжками и нейлоновая оранжевая рубашка из Японии на ногах узконосые ботинки — это был типичный наряд советского юноши–стиляги 50-х годов, — продолжает экскурсию Галина Кибиткина. — Девушки–стиляги носили яркие эффектные платья с расклешенными юбками, дополняя наряд различными аксессуарами, на голове — высокие прически «Бабетта». Но вот рядом с этим парнем–манекеном у нас не стиляга, а простая девушка комсомолка, которая пришла на свидание, как и положено — в желтом крепдешиновом платье в горошек, белых туфельках и с сумочкой через плечо.
В эпоху Брежнева (1964–1982) мода была наиболее прогрессивной. Чаще проходили ярмарки и выставки с участием западных фирм, а в 1967 году в Москве состоялось первое дефиле Chanel. Также появились закрытые магазины, в которых лишь избранные могли побаловать себя западными товарами. Остальные советские граждане довольствовались тем, что лежало на полках магазинов, и если вещь была стоящей, то за ней тут же выстраивались километровые очереди.
– В магазинах в то время нужен был блат, — вспоминает челябинка Людмила Алимова. — Моя золовка работала в торговле, и я на складе магазина «Башня» покупала по блату финские платья и костюмы, а у знакомой Раи приобретала дефицитные кримпленовые ткани. Ну и, конечно, счастливчики могли привезти модные импортные вещи из-за рубежа. Никогда не забуду, какой я произвела фурор, когда вернулась из Венгрии! На мне были искусственная дубленка с огромным меховым воротником, коричневые сапоги, сиреневая вязаная шапка и такой же длиннющий шарф, а под дубленкой — синяя кримпленовая юбка и синий в белую полоску вязаный джемпер. А еще прикупила на лето желтые босоножки и сумочку. Там все было очень дешево! Ведь доллар стоил один рубль.
Советские женщины были потрясены, впервые увидев манекенщиц Кристиана Диора. Фото с сайта fashionlib.ru
Челябинки в 60–х годах щеголяли в мини, а также плиссированных гофрированных юбках, которые носили с блузками из гипюра с люрексом. На ногах — фильдеперсовые чулки и туфли из натуральной кожи фабрики «Скороход», в руках — сумочка, которую мы сейчас называем клатч.
– Осенний образ женщины конца 60-х — начала 70-х годов представляют лаковые резиновые ботики, — рассказывает Галина Кибиткина, главный археограф объединенного Государственного архива Челябинской области. — Это советское изобретение. Надевали их и на туфельки, и на ботинки. Также на нашем манекене представлены кримпленовое платье и популярный болоньевый плащ. Он считался символом благополучия, ведь стоил он от 60 до 80 рублей, когда средняя зарплата составляла от 80 до 120 рублей. Хотя на самом деле плащ, как и джинсы, в свое время на западе считались рабочей одеждой. И только у нас, в СССР, мода была совсем другая!
Джинсы в СССР стали популярны с 1957 года, когда в Москве состоялся Международный фестиваль молодежи и студентов. А массовое отечественное производство денима началось в 80-х годах после Олимпиады в Москве. Но десятилетием раньше их производство уже было налажено в Челябинской области в Карабаше. Местная швейная фабрика выпускала джинсы с лейблом «Ну, погоди!».
1980-е годы были пиком развития модной индустрии в СССР. Знаковыми вещами того времени были леггинсы, широкий топ, спадающий с одного плеча, джинсы-«бананы», джинсы-«варенки», кожаные или джинсовые куртки. Гардероб советской молодежи стал гораздо ярче и смелее.
– В 1970-е годы самыми популярными магазинами для дам в Челябинске были «Детский мир» и универмаг «Центральный», — поделилась Юлия Краснова, заместитель директора Центра историко-культурного наследия города Челябинска. — В 1980-е годы — магазин «Молодежная мода», также люди ходили одеваться в Торговый центр, в Дом обуви в Ленинском районе и в магазин «Руслан и Людмила» на улице Свободы. Красивую бижутерию можно было купить в свадебном салоне рядом с Теплотехническим институтом. Но вещи продолжали шить, с 1987 года в СССР официально стали продавать немецкий журнал «Бурда моден». У нас был и Дом моделей на проспекте Ленина, в котором устраивались показы новинок. Да, в то время ездили в Москву и Ленинград, в Прибалтику одеваться, в Узбекистан за зимними сапогами, в Оренбург за шубами, но за брендами не гнались, вещизмом наше поколение не страдало.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости