Новости – Общество
Общество
«Надеемся, что в этот раз будет иначе»
Фото: Валерий Бушухин / ТАСС
Почему сотрудники ЧТЗ, не получающие зарплату, опять поверили обещаниям руководства
12 марта, 2015 15:57
8 мин
12 марта работники крупнейшего в Челябинской области завода «ЧТЗ-Уралтрак» собирались провести пикет на площади перед предприятием, возле памятника трактору. С плакатами «Право на зарплату гарантировано Конституцией РФ!», «Наша зарплата — наша жизнь!», «Задержку зарплаты объясните нашим детям!» они намерены были требовать выплатить им заработанные деньги, которые они не получают с конца прошлого года. Однако перед самым началом акции профсоюз ЧТЗ решил ее перенести. Руководство корпорации «Уралвагонзавод», в которую входит ЧТЗ, пообещало в ближайшее время погасить долги.
«Русская планета» разбиралась, насколько реалистичны эти обещания и что точно ждет работников ЧТЗ в ближайшем будущем.
Долги ЧТЗ перед сотрудниками исчисляются не десятками, а сотнями миллионов. На данный момент общая сумма задолженности по зарплате составляет, по подсчетам заводского профсоюза, уже 320 млн рублей. Долги по профсоюзным взносам достигают 3 млн рублей.
– Часть имеющейся на сегодняшний день задолженности по зарплате относится еще к прошлому году, — рассказывает корреспонденту РП Олег Косых, председатель профсоюза ООО «ЧТЗ-Уралтрак». — В декабре 2014 года зарплата была выплачена лишь частично. Был выдан аванс, но окончательного расчета не было. В этом году зарплата не выплачена ни за январь, ни за февраль. Сейчас нам пообещали, что долг за декабрь 2014 года будет погашен 16 марта, за январь — до 24 марта.
Однако даже если «Уралвагонзавод» сдержит обещание, это не решит всех проблем, с которыми ежедневно сталкиваются сотрудники ЧТЗ. На предприятии периодически исчезает то вода, то газ. Бытовые условия, по отзывам профсоюза, «ужасны». Негде даже пообедать: столовые закрыты. Но главное, работать и зарабатывать становится с каждым днем все труднее. Прежде всего, потому что возможности получить пусть гипотетическую, но нормального размера зарплату у работников завода больше нет.
– Мы работаем всего 4 дня в неделю, теперь у нас выходные не только суббота и воскресенье, но и пятница, — поясняет Олег Косых. — А меньше работаешь — меньше и зарплата, которую, правда, мы все равно пока видим только на бумаге.
Как сообщили РП в Главном управлении по труду и занятости населения Челябинской области, на неполную рабочую неделю на ЧТХ переведены 4 тыс. сотрудников. Из-за вынужденных простоев и перехода на сокращенный график, по словам Олега Косых, резко снизились объемы выпускаемой продукции. А главное, у рабочих исчезло желание работать.
– Многие написали заявления на отпуск без содержания и сидят дома, ожидая, пока им выплатят долги. Микроклимат в коллективе, честно сказать, ужасный, — признается глава профсоюза. — Поэтому мы и решили выйти на пикет, чтобы отстоять свои права. Сейчас надеемся, что данные обещания будут выполнены и нам не придется еще раз планировать акцию.
Но Косых тут же вспоминает: в прошлом году губернатор Челябинской области Борис Дубровский уже обещал заводу поддержку. ЧТЗ просил выделить финансовую помощь в размере 500 млн рублей, однако ничего не изменилось. Обращения к полномочному представителю президента России в УФО, генеральному директору НПО «Уралвагонзавод» Олегу Сиенко тоже не помогли. «Надеемся, что в этот раз будет иначе», — говорит Косых.
Руководство завода проблемы признает. Однако, как это сейчас принято, винит во всем экономический кризис.
– Негативная ситуация в экономике, которая сложилась к концу прошлого года, ударила прежде всего и больнее всего по машиностроительным предприятиям, — объясняет РП причины ситуации Евгений Китаев, руководитель пресс-службы ООО «ЧТЗ-Уралтрак». — ЧТЗ столкнулся, во-первых, с дефицитом оборотных средств, а во-вторых — с нехваткой инвестиционных средств, необходимых для продолжения структурной перестройки, уже начатой к тому времени на предприятии. Поэтому на данный момент ЧТЗ не может в полной мере реализовать свой производственный потенциал и получить достаточный доход от продажи продукции.
На ЧТЗ рассчитывают, что рассчитаться с долгами по заработной плате предприятию помогут не только платежи за произведенную продукцию, но и поддержка государства.
– Работа по привлечению господдержки со стороны федеральных ведомств ведется на предприятии с прошлого года, — рассказывает Китаев. — Когда в феврале 2014 года для отбора предприятий и предоставления им государственных гарантий была сформирована межведомственная комиссия при Министерстве финансов РФ, ЧТЗ первым принял участие в ее работе. Уже в начале апреля может быть принято положительное решение по этому вопросу. В этом случае предприятие получит возможность привлечь ресурсы не только для пополнения оборотных средств и для полного погашения задолженности по зарплате, но и для того, чтобы эта ситуация не повторилась в дальнейшем.
Если федеральная поддержка будет получена, то, по словам Китаева, перед заводом откроются самые светлые перспективы. После падения рубля продукция завода стала необыкновенно привлекательной на фоне зарубежных аналогов по соотношению цена/качество. Портфель заказов на ЧТЗ уже сформирован на несколько месяцев вперед. Старые клиенты, ранее ушедшие от челябинского завода к закупкам импортной техники, возвращаются, а число новых непрерывно растет.
Говоря о светлом будущем ЧТЗ, руководство, тем не менее, уже подало заявку в региональную службу занятости о предстоящих глобальных сокращениях штата. В ближайшие полгода завод лишится 75% своих сотрудников.
– На сегодняшний день заявки о предстоящих увольнениях подали 264 организации, работающие на территории Челябинской области, — пояснил корреспонденту РП Владислав Смирнов, руководитель Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области. — Однако большинство компаний намерены провести незначительные сокращения штата: в среднем от 40 до 80 человек. ООО «ЧТЗ-Уралтрак» — единственное региональное предприятие, где ожидаются настолько массовые сокращения. Согласно поданному уведомлению, до сентября 2015 года на заводе планируют сократить 6132 сотрудника из 8167 человек, работающих там на данный момент. Фактически, если эти планы не изменятся, будут уволены трое из четырех работников. Для сравнения, на всех остальных 263 региональных предприятиях в сумме планируется уволить 2768 человек.
Сейчас руководство ЧТЗ заверяет службу занятости, что массовые увольнения, если они вообще будут, начнутся не раньше июня этого года. Логично: ведь, по действующему законодательству, предприятие обязано предупредить о сокращении не позднее, чем за два месяца.
– Есть надежда, что предприятие получит государственную поддержку и сможет обойтись без заявленных сокращений сотрудников или провести реструктуризацию производственных площадей с минимальными кадровыми потерями, — заявил Евгений Китаев. — Если будут получены государственные гарантии, они позволят увеличить оборотный капитал и реализовать уже сформированный антикризисный план. Тогда работы хватит всем и планы по сокращениям будут свернуты.
Однако у рабочих ЧТЗ есть своя версия, почему руководство предприятия затягивает сокращения, хотя и не может сейчас обеспечить сотрудников работой в полной мере.
– Многие квалифицированные работники не дожидаются, пока их уволят, и уходят сами, не поднимая лишнего шума, — поясняет Олег Косых. — За прошлый год уволилось полторы тысячи человек. Они ушли безо всякого трехмесячного пособия, положенного им по закону. И сейчас создаются все условия, чтобы люди продолжали уходить самостоятельно. За два месяца нового года уводилось 236 квалифицированных специалистов. В марте, как мы предполагаем, их будет еще больше. Немногие могут позволить себе дожидаться, пока их уволят официально с пособием. В прошлом году нам уже не выплачивали зарплаты, пришлось проводить пикет. В этом году ситуация повторилась. Где гарантии, что, если долги сейчас погасят, как обещают, то они не накопятся снова? Люди устали жить впроголодь.
Те, кто еще не ушел, обещаниям, похоже, все-таки верят. Ведь иначе заказы, свалившиеся на завод, по их расчетам, просто некому будет выполнять.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости