Новости – Общество
Общество
Прощание с Русской Течей
Русская Теча. Фото: panoramio.com
Самое старое поселение на территории Южного Урала под угрозой исчезновения
10 июля, 2015 17:05
13 мин
Русский период истории Челябинской области и всего Южного Урала начался не с крепостей и заводов, а с небольшого поселения, которое сегодня носит название Русская Теча. В июле этого года исполняется 333 года со дня его основания.
Первое на территории современной Челябинской области русское поселение было основано в 1682 году крестьянином Иваном Синицыным на ясачной земле (Инородческие земли, обитатели которых платят ясак. — Примеч. РП.) тюменского татарина Емельцая Бурашева.
– Точную дату основания удалось установить благодаря материалам, сохранившимся в Шадринском архиве в делах фонда Далматова монастыря, — рассказывает корреспонденту РП историк Сергей Спицын. — В архивном «Деле о спорных землях башкир на сибирской стороне Урала» есть запись о том, что существует «Белоярская слобода над рекой Течью на Белом яру на степной стороне, а слободу срубил слободчик Катайского острогу крестьянин Иван Сергеев сын Синицын во 190 году по указу великих государей». 190-й год — это 7190 год от Сотворения мира, то есть 1682 год в современном летоисчислении. В сохранившихся документах также значится: «Под слободу и под пашни и под сенные покосы земли отведено по обе стороны Течи речки в длину на 10 верст, а поперек с тоже число».
Изначально слобода получила название Белоярской, затем ее стали называть Белоярско-Теченской, а потом осталась лишь вторая часть названия — по имени реки, на которой она расположилось. Свое современное название — Русская Теча — и статус села бывшая слобода получила в XIX веке.
А за век до этого Теченская слобода стала центром колонизации зауральских и башкирских земель, имела в регионе стратегическое значение и была широко известна за пределами Урала.
Историческая карта - село Русская Теча. Источник: uistoka.ru
Историческая карта — село Русская Теча. Источник: uistoka.ru
В 1735 году местные крестьяне снабжали хлебом и прочим продовольствием Оренбургскую экспедицию, построившую Оренбург и заложившую основы культурных связей России с государствами Средней Азии. В 1736–1737 годах слобода стала базой для строительства таких крепостей как Челябинская, Миасская, Чебаркульская и Еткульская. Первые жители этих крепостей, со временем ставших городами, происходили именно из Теченской слободы. В период башкирского восстания 1735–1740 годов здесь базировались военные части, участвовавшие в его подавлении.
– При этом сама слобода была относительно небольшой. По данным первой Генеральной ревизии, проведенной в 1719 году, в ней было 36 дворов, в которых проживала 201 душа мужского пола (Женщин и детей при проведении переписей в те годы учитывать было не принято. — Примеч. РП.) К 1741 году слобода выросла вдвое: в ней, по сообщениям местного воеводы Петра Бехметева, числилось уже 75 дворов, — продолжает рассказ Сергей Спицын. — Статус опорной базы дал мощный толчок к развитию Теченской слободы. Вокруг нее были возведены серьезные по тем временам укрепления: деревянный детинец — дом из бревен — с четырьмя проезжими башнями, крепостная стена длиной около 1,8 тыс. метров и высотой в 11 метров, охватывающая все жилые строения, ров перед ней, надолбы и рогатки. В распоряжении защитников имелись три пушки. Представить, как все это выглядело, достаточно легко: чуть меньшая по размерам крепость подробно описана в «Капитанской дочке». Теченская слобода точно так же, как Белогорская крепость из повести Пушкина, была позднее захвачена отрядами Емельяна Пугачева.
В 1737 году на Южном Урале была образована Исетская провинция. Небольшая Теченская слобода на короткий период стала административным ее центром. До 1743 года зимой в ней размещался воевода, заведовавший провинцией. Летом его штаб-квартирой были Челябинская или Миасская крепости.
Слобода быстро росла во многом благодаря тому, что здесь проживали государственные крестьяне, не знакомые с произволом помещиков. Кроме крестьян в слободу набирались беломестные казаки. Они должны были оборонять слободу от набегов, а взамен получали право обрабатывать землю и собирать урожай, не платя налогов государству. Жалованья они тоже не получали, но вполне привольно жили на самообеспечении. К началу XX века в Русской Тече насчитывалось почти 2,5 тыс. человек и 359 дворов. Село стало одним из самых крупных и богатых в регионе.
Главной архитектурной достопримечательностью зажиточного села на протяжении двух веков его истории оставалась церковь — первая из построенных на территории современной Челябинской области.
– Первое исторически достоверное упоминание о наличии в Теченской слободе церкви относится к 1741 году. Однако, по всей вероятности, она была построена значительно раньше, на рубеже XVIII века, — рассказывает Сергей Спицын. — К началу XIX века деревянная церковь обветшала. Прихожане решили построить новую, каменную.
Автором проекта храма стал архитектор Круглышев. Храм был заложен в 1815 году, но достроен лишь 20 лет спустя — в 1835 году. А освящен как церковь Животворящего Креста Всемилостивого Спаса еще через 30 лет — в 1865 году.
– Столь медленные темпы строительства и оснащения Спасской церкви объясняются тем, что оно велось исключительно на добровольные пожертвования местных жителей, — поясняет Сергей Спицын. — Работа приглашенных мастеров (своих не было) стоила недешево. Каменщикам, к примеру, платили около 1,5 тыс. рублей в год — огромные по тем временам деньги. За одну только кладку печи был заплачен 131 рубль, а покупка колоколов обошлась в 400 рублей. Всего с 1815 по 1852 год крестьяне потратили на постройку и оборудование церкви с семью куполами, четырьмя колоннами, золоченым иконостасом из 37 икон и восьмью медными колоколами, один из которых весил более двух тонн, свыше 33 тыс. рублей. Чтобы было понятно, сколько это в пересчете на современные деньги, скажу, что добрую корову в те годы можно было купить за 3 рубля, а ведро водки стоило меньше рубля.
Известно, что в 1908 году первый священник церкви Животворящего Креста Всемилостивого Спаса получал ежемесячное жалованье в размере 144 рублей, диакон — в размере 108 рублей. Кружечный сбор, то есть добровольные пожертвования прихожан, за год составили 1,2 тыс. рублей, которые также были истрачены на нужды церковнослужителей. При этом все они получали также проценты с капитала, составленного из пожертвований на вечное поминовение и помещенного в Шадринский общественный банк. Еще один дополнительный доход священникам приносила сдача в аренду крестьянам принадлежащей притчу пахотной и сенокосной земли в размере 198 га.
Первый священник Спасской церкви проживал в собственном каменном доме, диакон — в деревянном. С 1803 по 1807 год диаконом Спасской церкви был Петр Пузырев. В своем доме он на собственные средства безвозмездно содержал школу для обучения крестьянских детей. В 1867 году его двор сгорел. Из описи погибшего в огне имущества точно известно, каким оно было. Сосновый дом на каменном фундаменте, с тремя комнатами, кухней и сенями оценили в 920 рублей серебром. Вместе с домом сгорели три амбара, каретный сарай, четыре хозяйственных сарая, три конюшни, два хлева и пятистенная баня.
– В 1931 году решением местного РИКа одна из самых богатых и известных в регионе церквей была закрыта, — говорит Сергей Спицын. — Председатель Бродокалмакского районного исполкома Гордеев сообщал, что недовольных таким решением не нашлось. В помещениях бывшей церкви разместили МТС — машинно-тракторную станцию. А в 1945 году обветшавшее от использования не по назначению здание было снесено. На его фундаменте построили Дом культуры и двухэтажный жилой дом. В большинстве уральских сел от церквей остались хотя бы полуразрушенные остовы, а здесь — ничего. Все документы первой на территории Челябинской области церкви сохранились, были собраны и изучены краеведом Николаем Антипиным.
Интересно, что Ильинскую церковь в соседнем селе Сугояке разрушить не смогли даже с помощью специально пригнанной стенобитной машины. Сугоятская церковь была построена по «вечной технологии» — цемент был замешан на яичных желтках. А Спасскую церковь удалось разрушить с легкостью: видно, подвели крестьян дорогие подрядчики, сэкономили.
Русская Теча не раз страдала от башкирских набегов, восстаний казаков, гражданских войн. Но самый сильный удар по селу был нанесен уже в XX веке, когда оно оказалось в центре экологической катастрофы.
– В 1948 году в Челябинской области в верхнем течении реки Теча был построен и запущен в эксплуатацию промышленный комплекс по производству плутония, получивший название промышленное объединение «Маяк», — рассказывает корреспонденту РП эколог Владимир Пантелеев. — До 1951 года все радиоактивные отходы «Маяка» сливались в Течу. При этом жители сел, расположенных ниже по течению, ничего об этом не знали, их просто-напросто не предупредили об опасности. Они продолжали брать воду из реки для питья, приготовления пищи, ели продукты, выросшие на зараженной земле.
Русская Теча. Фото: vk.com
Русская Теча. Фото: vk.com
Ситуация еще больше усугубилась в 1957 году, когда на «Маяке» взорвалась емкость с радиоактивным содержимым. В результате радиоактивные вещестав осели вокруг хранилища. За неделю после взрыва жители близлежащих деревень, одной из которых была Русская Теча, получили дозу облучения в 52 рентгена каждый. Для сравнения: ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС отправляли домой, после того как они за месяц набирали предельную дозу в 25 рентген, причем после этого многие из них стали инвалидами.
– Жителей десятков деревень, расположенных на радиоактивной реке Теча, переселили из зоны заражения еще в 50-х годах прошлого века, — продолжает Владимир Пантелеев. — Но четыре села, расположенных в непосредственной близости от «Маяка», по неизвестным причинам решили оставить, не эвакуировать. Местные жители убеждены, что им отвели роль подопытных кроликов, решив на их примере изучить последствия длительного облучения радиацией. Полагаю, у них есть все основания так думать.
Никакой помощи от государства пострадавшие жители Русской Течи не получали — советское правительство отказывалось признать, что у них развивается лучевая болезнь.
– Во времена СССР среди медиков было принято секретное обозначение для лучевой болезни, которой официально не существовало, — рассказывает корреспондент РП онколог Александр Манулов. — В медицинскую карточку тех, кто ею страдал, записывали диагноз «невралгический синдром». Только немногие посвященные, видя подобный диагноз, понимали, о чем идет речь. Так вот: никаких масштабных исследований, сколько жителей сел и деревень в верхнем течении реки Течи внезапно заболели «невралгическим синдромом» не проводилось. Специализированная медицинская помощь им не оказывалась. На всех уровнях заявляли о том, что ни одного случая лучевой болезни не зафиксировано, и нет ни малейшей связи между облучением и резким ростом онкологических заболеваний, врожденных аномалий и детской смертности.
Лишь в 1989 году, после начала перестройки, власти СССР впервые публично признали, что на реке Тече 30 лет назад случилась сопоставимая по масштабу с чернобыльской радиационная катастрофа.
– О том, что случилось у нас в 50-х годах, мы узнали лишь после Чернобыля, — рассказывает корреспонденту РП бывшая жительница села Русская Теча Татьяна Севастьянова. — До этого мы никак не могли понять, что происходит. Мама, а она родом из соседнего села Мюслимово, рассказывала, что в начале пятидесятых всем вдруг запретили даже приближаться к реке. Весь берег обнесли колючей проволокой, поставили охранять заграждения милиционеров с автоматами. В Русской Тече ограждений не было, но в те же годы в село вдруг неожиданно провели водопровод. Никто не понимал, с чего вдруг такая радость. Но водой течанам пользоваться не запретили, все продолжали поливать ей огороды, купались в речке. Только когда стало известно, что сделал со всеми нами «Маяк», я поняла, почему мои мать и отец умерли от рака. Я, выйдя замуж, уехала жить в Тюмень, но как видно поздно — у обоих моих сыновей врожденные генетические отклонения печени. Умершие от рака есть в каждой семье жителей Русской Течи.
По словам Владимира Пантелеева до сих пор нет никакой статистики, сколько человек пострадало в результате работы «Маяка». При этом предприятие продолжало сбрасывать радиоактивные вещества вплоть до 2005 года. Местные жители за годы проживания на загрязненной территории накопили запредельные дозы облучения.
– И сегодня жители Русской Течи продолжают ловить рыбу в радиоактивной речке, у многих к ней выходят огороды, а домашний скот ходит в Тесу на водопой, — возмущается эколог. — В результате 70% коров в Русской Тече страдают лейкемией. Ограждения, поставленные в пятидесятых годах вдоль берегов, разрушены или разобраны. Внешнее облучение на берегу реки составляет около 700 микрорентген в час при норме до 20 микрорентген. А в иле Течи такая концентрация цезия-137, что по сути, это уже не ил, а радиоактивные отходы.
Если жителям села Русская Теча повезет, то Росатом включит их финансируемую им программу переселения. И на этом история первого на Южном Урале русского села закончится.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости