Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Чаплин как мера сочувствия

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС
Автор спектакля-лауреата «Золотой маски» Константин Рубинский рассказал о работе над мюзиклом «Чаплин», получившем награду в 2015 году
Полина Виноградова
7 мая, 2015 17:53
11 мин
Мюзикл «Чаплин», премьера которого состоялась в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии осенью 2013 года, в конце апреля 2015 года был трижды назван лауреатом премии «Золотая маска». Автором русского текста мюзикла стал челябинский поэт, драматург, публицист, педагог, член Союза писателей России Константин Рубинский. Он рассказал «Русской планете», как перевод «Чаплина» на русский язык потребовал специального расследования, в чем сходство мюзиклов с эскалаторами и почему он по-прежнему остается верен Челябинску.
– Константин Сергеевич, отличается ли российский вариант «Чаплин» от мюзикла, который шел на Бродвее? Иначе ли расставлены акценты, чем в исходной версии?
– «Чаплин» — абсолютная копия бродвейского мюзикла. В этом случае как раз акценты по-иному расставлять не рекомендуется, более того, они равносильны нежелательной «отсебятине».
Спектакль приобретен театром «по франшизе» — с оригинальной режиссурой, сценографией, костюмами, танцевальными номерами и даже гримом. Поэтому единственный компонент, которым наша версия отличается от оригинала — это как раз русский текст. Кстати, режиссер Уоррен Карлайл перед премьерой мне сказал: все, что ему не нравилось в английской версии, стало нравиться в русской.
Константин Рубинский. Фото из личного архива.
– Насколько сложно было работать над русским текстом?
– Честно признаюсь, делать такой перевод очень и очень непросто. Мы же говорим об эквиритмике, когда перенести надо всю ритмическую структуру, не умаляя и не огрубляя замысла. А английский язык лаконичнее русского. Как утверждал самый известный русско-американский писатель, тонкие недоговоренности, поэзия мысли, мгновенная перекличка между понятиями — все это по-английски получается куда лучше. Много в английском и коротких слов, каждое из которых в оригинале «Чаплина» можно прекрасно распеть. А в русском? Попробуйте-ка буквально перевести «this man» так, чтобы по-русски сохранились два слога. Так и напрашивается что-то неудобоваримое, типа «сей чел». Представьте, как это будет петься и слушаться. Справедливо все-таки говорят, что перевод как женщина — красив, так неверен, верен, так некрасив…
Отдельная история с фразеологизмами. Я был немало озадачен, встретив в либретто «Чаплина», к примеру, следующее: «And if you're used to stealing bread on the street, We have a feast to catch your eye. The only cops you'll find here walking the beat, Are just the keystones running by».
Последние две строчки буквально переводятся как «Единственные копы, что ты здесь найдешь, это бегущие рядом камни домов». Полное недоумение. Мне очень помогла переводчик и поэт Надежда Самоликова, которая сделала целое историко-лингвистическое изыскание.
Оказывается, «Keystones» — имя нарицательное, пошедшее от названия кинокомпании «Keystone Film Company», в фильмах которой в начале прошлого века муссировался образ недалеких, тупых полицейских-дуболомов. В том числе, и в картинах с Чаплиным. Таким образом, дословно в переводе получалось что-то вроде «Единственные копы, которые здесь патрулируют свои участки, — это бегающие без толку простофили». В моем эквиритмическом переложении получилось так: «А если был воришкой уличным ты, В тюрьму не сядешь за разбой: В кино все копы безнадежно тупы, Им не угнаться за тобой!»
– Сюжет у «Чаплина» трагичный, в то время как сам жанр мюзикла традиционно воспринимается как легкомысленный. Нет ли в этом противоречия?
За свою жизнь я немало успел поработать в жанре мюзикла, и так получилось, что я не делал практически ничего, что было бы полностью развлекательным. В любом случае, мне думается, за время своего существования мюзикл сделал серьезные шаги в сторону от легкомыслия. Если вспомнить, что в России мюзиклами стали и «Униженные и оскорбленные», и «Доктор Живаго», и «Белая гвардия», — можно сказать, что современные образцы жанра уже вовсе не предполагают «кафешантанной» развлекухи. Многие мои либретто — «Ночь открытых дверей» по Чарльзу Диккенсу, «Мертвые души» по Николаю Гоголю, «Петербург» по Андрею Белому, премьера которого готовится в сентябре в Санкт-Петербурге, только подтверждение этому. Поэтому для меня трагические краски в «Чаплине» абсолютно естественны. Мы говорим о человеке, который всей своей жизнью и творчеством сплавлял воедино комическое и трагическое.
Фото: Владимир Постнов / ТАСС
Фото: Владимир Постнов / ТАСС
– Как вы полагаете, удалось ли режиссеру удержаться на грани между элитарным и массовым искусством?
– Грань элитарного и массового… Знаете, думаю, это все-таки не вполне про мюзикл, особенно бродвейского образца. Конечно, это массовый жанр. Кстати, «Чаплин» на Бродвее как раз не пользовался сногсшибательной популярностью. Отчасти это объясняли тем, что американцы помнят Чаплина уже хуже нас — у нас его трогательный образ очень культивировали в советскую эпоху. Отчасти — как раз тем, что этот спектакль — не чистая развлекуха, не сплошные «торты в лицо».
– На какого зрителя рассчитана постановка? Как бы вы описали идеального человека в зале?
– Сложно ответить на этот вопрос. В зале не бывает идеального зрителя, в том-то и дело. Могу сказать, что этот человек должен любить Чарли Чаплина, хорошую музыку и уметь сочувствовать. Тогда происходящее его, несомненно, захватит.
– Мюзиклов на российской сцене становится все больше. Это результат погони за высокими кассовыми сборами?
– Во многом да. Как и в ситуации с кино, зритель голосует рублем за то, что привычнее, легче, попсовее, ярче, больше бьет на внешний эффект. Это очевидно. Многие руководители театров и продюсеры выбирают этот путь исключительно по коммерческим соображениям.
И все же, несмотря на смещение границ, мюзикл остается мюзиклом, а, скажем, опера — оперой. За серьезной музыкой — туда. В драматическом театре — тоже засилье комедий, всяких Рэев Куни, достаточно взглянуть на афиши, но все же драма, на мой взгляд, имеет больше шансов разговаривать со зрителем вдумчиво и серьезно, более осмысленно, что ли. Мне очень близка метафора, которую приводил режиссер Константин Богомолов. Это неработающий эскалатор. Мы заходим на него, привычно ожидая, что он нас повезет, а он оказывается неподвижен, и нам надо самим прилагать усилия, чтобы двигаться вперед, как по обычной лестнице. Коммерческое, развлекательное искусство — это эскалатор работающий, комфортный, на котором можно расслабиться: довезет.
Думаю, что искусство серьезное всегда требует от человека ответных духовных стараний. Никакой инерции. Никаких готовых ответов. Никакого дешевого утешения. Иногда это искусство болезненно отзывается в нас, когда мы понимаем, что оно — про нашу внутреннюю пустоту, грубость, скудость. Да, часто его созерцание мучительно, антикомфортно, вызывает понятное раздражение первой сигнальной системы: «Зачем это? Я не хочу! Я сюда отдохнуть пришел… Уберите!» Однако такое раздражение, даже отвращение — первый признак его попадания в цель сквозь наш наращенный защитный панцирь, нашу ороговевшую толстую кожу. Да и гоголевское бессмертное «На зеркало неча пенять» не грех лишний раз вспомнить?
Вообще хороший спектакль переворачивает зрителя. И комедия может оказаться такой, непростой. К примеру, шел на комедию и смеялся почти весь вечер — а вышел со сложным, саднящим, нелегким осадком. Редко, но бывает.
– Над какими проектами вы сейчас работаете?
– Сейчас я совместно с уже упомянутой Надеждой Самоликовой делаю русскую версию оперетты «Венская кровь» для любимого Свердловского академического театра музыкальной комедии. Заканчиваю инсценировку «Стойкого оловянного солдатика» для Челябинского молодежного театра. Композитор этого спектакля — Марина Бушмелева, режиссер — Сусанна Цирюк. Одновременно завершаю работу над мистерией «Петербург» с легендарным композитором Георгием Фиртичем и прославленным режиссером Геннадием Тростянецким для Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии. Все вышеперечисленные люди — мои добрые единомышленники, я рад и горд, работая с ними.
Параллельно в Челябинском концертном объединении совместно с дирижером Адиком Абдурахмановым и его камерным оркестром «Классика» запускаем два проекта: абонемент «Поэзия + Оркестр» и серию концертов «20 музыкальных шедевров, которые изменили мир».
– Раньше вам удавалось совмещать работу в театре с преподавательской деятельностью. А как сейчас?
– Сейчас я преподаю только в Международной летней творческой школе «Новые имена» в Суздале. Езжу туда уже 14 лет, это счастливое и знаковое для меня место. В этом году совместно с Фондом «Новые имена» организовал и провожу Всероссийский поэтический конкурс.
– Современных детей часто обвиняют в узости мышления, неспособности воспринять традиции российской культуры. А как вы оцениваете творческий потенциал нового поколения?
– Когда я слышу такие обвинения, сразу вспоминаю древнегреческого Сократа, который еще в четвертом веке до нашей эры ворчал, что современные дети обожают роскошь, у них плохие манеры и нет уважения к авторитетам, они слоняются без дела, спорят, ничего не делают и так далее. Ну вот, прошло двадцать четыре века, да? Что-то изменилось в тоне этого ворчания (улыбается)?
Мне совершенно не хочется так же по-стариковски брюзжать на современных детей, тем более, я каждый год занимаюсь с ними, и год от года убеждаюсь, какие они яркие и здравые, как внимательно смотрят на мир, как интересно и парадоксально описывают его. Понятно, что это не вся молодежь, а только наиболее талантливые дети гуманитарно-творческого склада. Ну, а что, раньше таких было намного больше? Сомневаюсь.
В узости мышления и кругозора я могу заподозрить, например, тех, кто смотрит наше современное телевидение. Детей среди них, слава богу, почти нет, талантливых — тем более; телевизор творчеству и миролюбию сегодня не учит.
– Почему вы до сих пор не «изменили» Челябинску и не сменили свой статус на столичный?
– Давайте я отвечу с таким подчеркнутым рационализмом. Мне нравится зарабатывать в столицах, а жить в более тихом месте — это и экономично, и полезно для душевного здоровья, и лично мне по нраву. Кстати, знаю нескольких культурных деятелей, которые поступают точно так же. Я не тот, кто сильно носится со своей «статусностью», и не стану производить какие-то действия исключительно во имя своего реноме.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ