Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Ситуация напоминает времена перестройки»

Фото: ТАСС / Артем Геодакян.

Челябинские предприниматели рассказали «Русской планете», как они переживали прошлые кризисы и как переживают нынешний

Полина Виноградова
13 февраля, 2015 16:40
12 мин
Светлана Решетова, директор и собственник рекламного агентства:
– По сравнению с тем, что происходит сейчас, прошлый кризис 2008-2009 годов и кризисом-то назвать сложно. К концу 2008 года мы развивались на непрерывно растущем рынке, и это нас избаловало. Мы заплыли жирком. Стали держать в штате лишних людей. Тратить деньги на никому не нужные мероприятия. В 2009 году, когда рекламные бюджеты на время схлопнулись, мне стоило колоссальных усилий разобраться, кто в нашем агентстве скелет, кто мышцы, а кто — ненужный жир. Как оказалось, у нас еще и зловредные вирусы были.
Когда мы избавились от всех, кто мешал идти вперед, то почувствовали колоссальное облегчение. До этого 80% рабочего времени у нас уходило на внутренние разборки, делать дело было буквально некогда. А когда нас стало почти три раза меньше, выяснилось, что мы в сокращенном составе делаем едва ли не больше, чем раньше. И еще можем прекрасно находить общий язык друг с другом безо всяких там тренингов по тим-билдингу и дорогих корпоративов. Я запомнила этот урок. Каждый год, возвращаясь после новогоднего отдыха, думала: а если сейчас снова кризис, без кого мы сможем обойтись? Если такой человек находился, я его увольняла. Это неприятная процедура, но необходимая. Я ее называю «оздоровительной липосакцией».
Сейчас, к сожалению, придется срезать не только «жир», но и частично «мясо». Это намного более болезненно, но иного выхода я не вижу. Рекламный рынок уже просел на 30–40%, а прогнозы еще печальнее. Думаю, по схожему сценарию сейчас будут действовать все компании, живущие на заработанные деньги.
– Самым тяжелым был кризис 1998 года. Мы были к нему совершенно не готовы, потому что в те годы впервые пошел поток денег, и всем казалось, что дальше он будет только расти. Никто не думал об экономии — тратить едва успевали. И когда деньги стали кончаться, делили их очень жестко.
Я в те годы был одним из трех учредителей бизнеса по торговле металлопрокатом. После 1998 года я понял, что у тебя должно всегда быть два человека, которым ты доверяешь даже не как себе самому, а больше. Это бухгалтер и юрист. Если ошибешься, выбирая этих людей, то тебе не поздоровится. Это жену ты можешь поменять относительно безболезненно, а «развод» с бухгалтером или юристом — это почти всегда конец бизнесу. 2009 год еще раз доказал, что это так.
Еще прошлый кризис научил, что нет никакого смысла копить деньги. Они должны работать, а не лежать мертвым грузом в недвижимости, слитках и т.д. Все это имеет смысл лишь в одном случае — если ты собираешься выходить «на пенсию», сворачивать бизнес. Если нет — глупо думать, что сможешь амортизировать кризис накоплениями. Их все равно не хватит. С оборотными средствами тоже есть свои тонкости. Если ты упустил момент, когда их выгодно было вложить в валюту, то уже точно поздно покупать ее, когда курс поднялся. Если есть такая необходимость, то лучше вложить средства в товар. И спокойно ждать, пока ситуация прояснится, не совершая лишних телодвижений. В кризис проигрывает тот, кто слишком спешит или опаздывает, нужно поймать течение и двигаться в общем русле.
– До 1998 года я занимался маркетингом. Эта паразитическая, по сути, сфера в позапрошлый кризис пострадала больше и раньше других. И тогда я решил переключиться на то, что казалось самым надежным — торговлю продуктами. Рассуждал просто: кризис кризисом, а люди есть не перестанут.
Кризис 2008–2009 годов мы почти не почувствовали. Некоторое время хуже продавались рыба, дорогие сорта сыров, морепродукты. Но где-то за полгода-год все вернулось на свои места.
Сейчас спрос падает сильнее, чем тогда. Цены на мясо нам пока удается удерживать почти на прежнем уровне, поэтому снижение продаж есть, но несущественное. А вот рыба, сыр, которые и так все время дорожали после санкций, с падением рубля  подросли в цене в разы. Вообще, ценники у поставщиков сейчас меняются непредсказуемо. Сложно понять, почему одни продукты стремительно растут, а вторые держатся. Нужна хорошая интуиция, чтобы не остаться в минусе. Честно признаться, в этот раз очень мешает растущее административное давление. Контролирующие органы напрасно думают, что мы стремимся взвинтить цены и набить карманы. Мы просто вынуждены их поднимать, хотя предпочли бы зарабатывать на обороте, а не на наценках.
Мой рецепт выживания в кризис: ни в коем случае нельзя сдавать позиции по качеству и ассортименту. Стоит попытаться перейти на дешевые заменители привычных продуктов — и ты потеряешь своих постоянных клиентов, основу любого бизнеса. Если человек привык к определенному сорту чая, то он не станет  покупать другой, дешевле. Если он привык посыпать спагетти пармезаном, то не станет тереть на них плавленый сырок. Он будут брать любимую марку, пусть и реже. И если у тебя ее не будет — уйдет к другому.
– Сейчас ситуация на рынке больше напоминает времена перестройки, 1995 год, а даже не кризис 1998 года — безусловно, более серьезный, чем в 2008 году. Торговля одеждой снова оказалась самым рисковым сегментом, пострадавшим от падения рубля сильнее всего. Причем в отличие от продуктовых ритейлеров мы не имеем возможности радикально повышать цены на товар, поскольку его просто перестанут покупать — потенциал покупательского спроса исчерпан, а без покупки одежды какое-то время можно обойтись. Наша маржа близится к нулю.
С зарубежными поставщиками мы сейчас снова вынуждены работать за наличные, а этого не было с середины 90-х годов. У меня сейчас в Китае стоят готовые к оправке контейнеры, за которые мне просто нечем заплатить. Чтобы выжить без кредитов, нам приходится вспоминать все схемы, которые использовались в прошлый кризис. Аккредитивы, банковские гарантии — я думала, что все это уже ушло в прошлое. С другой стороны, шансы на выживание сейчас выше как раз у нас, старшего поколения, которое помнит, как пользоваться этими архаичными инструментами. И к тому же мы знаем, что такое работать не с кредитными, а с собственными деньгами. Это совсем иной груз ответственности, когда ты рискуешь не юрлицом, а благополучием твоих детей.
Опыт кризиса 2008 года сейчас почти бесполезен. Зато опыт, полученный в 1998 году, — бесценен. Теперь мы снова каждый день переписываем цены, ориентируясь на колебания курса рубля. Учимся жить без кредитной подпитки. Скоро, по всей видимости, будем вспоминать бартерные схемы. После того, как Минэкономразвития озвучило прогноз, что в этом году оборот розничной торговли сократится на 8,2%, я готовлюсь к худшему. В 1998 году падение составляло 6%, в 2009 — 5%. Думаю, комментировать не нужно, что нас ждет? Особенно если учесть, что официальные прогнозы обычно слишком оптимистичны.
– В кризис 1998 года я был еще студентом, а вот в прошлый кризис уже хлебнул по полной. Тогда мы вынуждены были перевести наши заведения из премиум-сегмента, на который ориентировались изначально, в бюджетный. Это решение оказалось стратегически верным — мы не закрылись. Наоборот, расширили круг постоянных клиентов за счет тех челябинцев, которые перешли к нам из ресторанов более высокой ценовой категории.
Тогда же мы в разы урезали рекламные бюджеты. Перевели рекламу в интернет, научились использовать вирусный маркетинг в соцсетях, в поисковиках, просчитывать аудиторию. Естественно, подсократили штат, убрав дублирующие должности. Стали работать с поставщиками напрямую, а не через посредников. Перевели часть сотрудников — например, бухгалтеров и маркетологов — на удаленку. В общем, действовали по стандартному антикризисному сценарию, который можно найти в любом учебнике.
Но есть еще один момент, который мы интуитивно нащупали тогда и который очень сильно выручает нас сейчас. В прошлый кризис мы решили, что нужно вести себя с клиентами честно. Не пытаться выдать местную говядину за ангус, а замороженные креветки — за свежие. Объяснять, почему вот на эти блюда мы подняли цены, а на эти — нет. Если ты не можешь больше позволить себе скидки по программе лояльности дли постоянных клиентов, то скажи об этом честно, не пытайся скрыть их отмену. Это стратегия оказалась выигрышной. Нам начали доверять. Это доверие — главный актив, который, надеюсь, поможет нам пережить новый кризис. И еще: в прошлый раз мы поняли, кто кризис — отличное время для открытия новых направлений бизнеса. Сейчас, например, мы собираемся не сокращаться, а открывать сеть фаст-суда. В сегменте HoReCa кадры решают все, и чтобы их не потерять, нужно вовремя найти им новое применение.
– На мой памяти это уже третий экономический кризис, и я выработал свою модель антикризисного поведения. Как только я начинаю понимать, что все совсем плохо, нам приходит конец, выхода нет — я закрываю офис на замок и отправляюсь в отпуск, в какую-нибудь красивую тропическую страну. Как минимум на две недели, а лучше на три. Там обязательно должно быть море и не должно быть русских телеканалов и интернета.
В 1998 году так получилось случайно — у меня уже был проплачен тур, было жалко потерять деньги. Пока я плескался в море, в какой-то момент у меня в голове переключился тумблер. Я вдруг понял, что делать дальше, как спасти компанию. Я не увидел бы этого выхода, если бы оставался в России и продолжал паниковать.
В кризис 2008 года я повторил этот шаг уже осознанно. К Новому году мне снова начало казаться, что мы идем ко дну, ничего хорошего впереди уже не будет. До сих пор прекрасно помню, как я прилетел с Хайнаня и впервые за несколько недель услышал новости в машине по дороге домой. Как будто черной волной накрыло. Вот этой самой волне и не надо поддаваться. Кризис — он не в реальности, он в головах.
Сейчас все то же самое. Да, правила игры изменились. Да, придется больше думать и быстрее ориентироваться, больше работать. Но на то и кризис, чтобы бизнес не дремал. В этот раз, правда, будет еще сложнее: строительный рынок потерял мигрантов, которые закрывали почти все рабочие вакансии. Наших челябинских мужиков месить бетон и класть кирпичи не заставишь. Руками они работать не любят. Ну и, конечно, очень тяжело остаться без кредитных ресурсов, на которые мы уже привыкли рассчитывать за последние полтора десятка лет. Ничего, прорвемся.
– Про кризис 1998 года я слышала только рассказы. Зато с прошлым кризисом я знакома не понаслышке. Когда мы открывали наше агентство, то ориентировались на работу не с частными, а с корпоративными клиентами. Организовывать детские и взрослые дни рождения, проводить свадьбы не умели и не собирались. Прошлый кризис заставил нас, как мы в шутку это называем, «сменить ориентацию».
Подавляющее большинство государственных структур, предприятий и компаний в прошлый кризис урезали расходы на корпоративные мероприятия. Нам пришлось срочно осваивать новое направление. Как ни странно, оно оказалось более устойчивым. Тот же самый владелец бизнеса, который решил не отмечать Новый год в офисе, не отказывается от большого праздника в честь дня рождения своего сына. Вообще, как мне кажется, в кризис индустрия развлечений страдает меньше других направлений сферы обслуживания. Люди не могут все время жить под давлением, им нужен праздник. И мы его создаем.
Убеждена, что кризис — отличное время для старта новых направлений бизнеса. Пока все вокруг паникуют, можно воспользоваться этим и отрезать себе кусок от чужого пирога. Главное — не потерять команду. Стоит начать сокращать штат, как все остальные начнут оглядываться по сторонам в поисках новой работы, потому что поймут: они следующие. Нормально работать никто не будет.
Кстати, если прошлый кризис подкрался неожиданно, то начало этого было вполне предсказуемо. Еще в начале прошлого года стало ясно, что рубль рухнет. Поэтому мы успели подготовиться и накопить «жирок», который поможет нам пережить самый сложный переходный этап. И уже не паниковали, как в прошлый раз.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ