Новости – Общество
Общество
«Холодная роспись греет душу»
Главная тема айлинской росписи — уральская деревня зимой. Фото: tourism-satka.livejournal.com
Как детский рисунок спустя 27 лет стал новым культурным брендом Южного Урала
24 июля, 2016 17:25
7 мин
Центр развития туризма Сатки продвигает уникальный промысел — айлинскую роспись. Летом 2016 года турфирмы включили мастер-классы по ней в экскурсионные программы. Основатели уральской росписи по дереву — потомственные художники, отец и дочь — Борис и Мария Абрамовы. Источником вдохновения для них стало родное село Айлино, а главной темой всех пейзажей — зимняя деревня. Борис Абрамов рассказал «Русской планете», как появилась уникальная роспись и почему стоит провести отпуск не летом на юге, а зимой — на Урале.
– Мои дяди по маминой линии занимались живописью, отец — художник-самоучка. В детстве был очень любознательным деревенским мальчишкой, много читал. Еще до войны пробовал рисовать. Красок не было, поэтому глиной, сажей и щавелем. На фронте служил танкистом, а вернувшись в свою деревню, решил отправиться работать в Сатку на завод. Но паспортов тогда ведь деревенским не давали, и выехать в город нельзя было. Тогда он сам себе нарисовал документы, и печать даже поставил картофелиной на чернилах. Вскоре он вернулся обратно в Айлино и стал здесь работать трактористом. Вечерами для души рисовал, а мы с братом-близнецом смотрели и учились у него.
У отца хорошо получались портреты, с точностью изображал на картинах Ворошилова, Сталина. Но в основном предпочитал мастерить поделки из дерева, мебель, которые украшал всевозможной резьбой. Нам очень повезло, что в деревню перевезли еще во время войны детский дом из Ленинграда. И вот там трудился Евгений Александрович Павлов — художник, выпускник Суриковского училища. Он нас тоже учил рисовать, и после выпускного в школе посоветовал, чтобы мы продолжали это делать. Так я поступил на худграф. Брат сначала на физмат пошел, но все-таки любовь к художеству пересилила, и он перевелся ко мне и закончил с красным дипломом институт. Сейчас является членом Союза художников, в Новосибирске живет, а я более 40 лет преподаю в айлинской школе. У нас с ним родились по две дочери, и вот старшие — тоже художницы.
– Как возникла айлинская роспись?
– Дочь моя, Маша, с пеленок кисточки в руке держит, они ее почему-то успокаивали, когда капризничала. Потом в полтора годика она впервые все окно изрисовала красками. Брат на нее посмотрел, сказал, что талант растет, нужно учить. Вот я ее и учил.
В 1989 году у нас была изостудия в Айлино, и мы участвовали в различных выставках. Моя девятилетняя дочь нарисовала для одного конкурса нашу деревушку зимой. Картину сначала отметили на областном этапе конкурса, а потом ее перенаправили уже на всероссийский.
Основательница айлинской росписи Мария Абрамова проводит мастер-классы для туристов. Фото: tourism-satka.livejournal.com
Основательница айлинской росписи Мария Абрамова проводит мастер-классы для туристов. Фото: tourism-satka.livejournal.com
Года два ничего не было слышно о результатах, мы даже успели позабыть про то, что участвовали. И вдруг нам позвонили и сообщили, что Маша стала лауреатом. Работу назад вернули, тогда-то я решил, что нужно ее использовать дальше. Так мы перенесли с ней этот рисунок на дерево.
Я мастерил шкатулки, чайные сервизы, разделочные доски и другую утварь, а дочь их расписывала. Постепенно, где-то через год, мы с ней выработали определенные каноны нашей росписи. Ведь во всех народных промыслах есть свои особенности создания. К примеру, Маша выполняет тонкую ювелирную работу, рисуя снежинки. Нам всегда на выставках говорили, что такие снежинки не может человек нарисовать, потому что они как печатные, словно под копирку сделаны — все одинаковые. Так, уже 27 лет существует наше ремесло, которое мы все эти годы развивали. К примеру, изображаем где-то зимнее деревенское утро, где-то ночь.
– И везде рисуете родное село?
– Да. Мы все пейзажи пишем с натуры. Всегда на природе находимся в момент создания рисунка. Помню, дочка маленькая была, я ее на плечо посажу и в лес несу рисовать. Мы с ней все окрестности, местные горы облазили. Село, природа вдохновляют.
– А когда ваша роспись получила всероссийское признание?
– Это произошло, когда подрос уже мой внук Артем — сын Маши, который продолжил наше общее дело. Мы ведь, когда он был совсем маленький, покупали ему разные конструкторы, чтобы он мелкую моторику развивал, и смог хорошо рисовать. У него руки такие же, как у мамы, также рисует. Я за него очень горд.
В 9 классе на экзамене по технологии ему нужно было представить свой проект и защитить его. Дочь предложила использовать хохломскую роспись, а я говорю: «Давай нашу — айлинскую!» И не прогадал. Когда Артем с выпускной работой приехал на школьную олимпиаду, там вся комиссия онемела и дала ему первое место. Три года подряд ездил с росписью на выставки в разные города, был победителем трех областных конкурсов и один раз призером всероссийского. Внук доказал, что наша роспись — эксклюзивная.
– В чем ее уникальность?
– Когда мы впервые выступили на конкурсе с айлинской росписью, нам комиссия сказала, что мы пошли против существующих принципов. Ведь роспись по дереву всегда была «теплая». Хохломская, северодвинская и другие пестрят желтым, красным, оранжевым, зелеными цветами. Мы же используем голубые, белые, розовые тона. При этом каждый элемент нашей «холодной» росписи греет душу. Это удивило всех. Искусствоведы признали, что это уникальный авторский метод, который нужно сохранять.
Артем Абрамов — художник в четвертом поколении, продолжает дело мамы и дедушки. Фото: eduurfo.ru
– Что вы хотите донести до людей своими работами?
– Лето и осень везде одинаковые. Зима же у нас на Урале одна такая, а в нашей деревне — так вообще необычная. Айлино переводится с башкирского языка — «лунная долина». Так вот, у нас село зимой как в дымке находится. Когда к нам заезжаешь, оно сразу все открывается как на ладони: заснеженные домики, баньки, сарайки. Зимой, когда печки топятся в крепкий мороз, дымок к небу тянется.
Ночью особенно красиво. Как в волшебных сказках окошки светятся, снег искрится. В отпуск все люди стремятся на юг, потому что там море, тепло. Но я считаю, что у нас на Урале зимой и летом очень здорово. В наших краях статные горы, сосны, воздух свежий, высокогорное озеро Зюраткуль с чистой водой. Я очень люблю зиму и свой край, вот их красоту хочу передать в своих работах. У нас ведь раньше село было купеческим. Промыслов как таковых никогда не было, только «купи-продай». Сейчас благодаря росписи про Айлино знают немало туристов.
– Какие у вас сейчас творческие планы?
– Хочу развивать нашу деятельность, но не в плане росписи, а разновидности изделий. Мы пробовали рисовать на посуде, шкатулках, самоварах. Туризм развивается, хотим какой-то сувенир придумать необычный с нашей росписью. Но нужен патент, чтобы наши работы шли на продажу. Давно пора заняться оформлением авторских прав. Все эти 27 лет мы только занимались творчеством, было даже как-то не до юридической стороны, не знали, как это делается. Нам специалисты порекомендовали это сделать как можно скорей. Будем заниматься, тем более нам не стыдно за наше семейное дело.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости