Завтра — снова потоп
Подтопление улиц в Магнитогорске. Фото с сайта vk.com.

Подтопление улиц в Магнитогорске. Фото с сайта vk.com.

Почему города Челябинской области затапливает ливнями

Мощнейшие ливни обрушились нынешним летом на разные города по всей России: от подтопления пострадали Ярославль, Москва и Подмосковье, Ульяновск, Воронеж, Новосибирск, Красноярск, Тольятти… Неделю назад по окна в воде «плавали» маршрутки по Магнитогорску. Что это — изменения климата, неразумное планирование в городской застройке или, как обычно, разгильдяйство коммунальных служб?

Наследство царя Гороха

О ливневой канализации горожане помнят практически круглый год. Она нужна в половодье, особенно после обильных снегопадов, а также в тот длительный период, когда возможны интенсивные дожди, то есть с мая по октябрь. Ливневка — трубы, проложенные под землей и выведенные в какую-нибудь яму, — должна обеспечивать городу комфортное сухопутное существование. Но свою функцию она выполняет из рук вон плохо. Нынешним летом жители Челябинска и Магнитогорска убеждаются в этом снова и снова.

- Ливневая канализация прокладывалась еще при царе Горохе. Плюс сейчас большими темпами идет строительство, где-то ее перерубили, где-то новую вообще не построили. Единой системы нет. Непонятно, кто за какой участок отвечает и отвечает ли, — рассказал «Русской планете»  председатель Челябинского областного совета МООА «Свобода Выбора» Алексей Бруй. — Надо ставить насосы, постоянно чистить трубы, это огромные деньги, и никто никогда их не выделит. Водителям, которые сталкиваются с затопленными дорогами, можно лишь посоветовать не ехать в воду, не зная брода, чтобы избежать попадания воды в двигатель, гидроудара и последующего дорогостоящего ремонта. Однако почему-то каждый год люди совершают эти ошибки, вместо того чтобы развернуться и поехать объездным маршрутом. 

После очередного потопа, который произошел в Челябинске 11 июля в результате сильного дождя, власти вновь были вынуждены давать комментарии и как-то объяснять ситуацию. Глава города Сергей Давыдов сообщил, что уже составлен перечень мер по предотвращению новых затоплений городских дорог: определено 20 наиболее проблемных участков, на которых с приходом дождей возникают настоящие наводнения. Его заместитель Владимир Алейников заявил, что ремонт и строительство ливневок на самых сложных участках будут проходить в рамках целевой программы по развитию ливневой канализации, рассчитанной до 2015 года. Однако выяснилось, что на программу в год тратится по 6 млн рублей, правда, в этом году 16 млн выделили вне очереди — это при том, что для строительства, ремонта и полноценного функционирования ливневой канализации требуется около 2 млрд рублей. Для города, по признанию Давыдова, это сумма неподъемная.

Виновата «дорожная революция»

31 июля над рядом территорий Челябинской области пронесся ураган с мощными ливнями. Ветер достигал скорости 27 м/с — в результате были повалены столбы ЛЭП, произошли технологические нарушения в распределительном сетевом комплексе, и 31 населенный пункт в Верхнеуральском, Чесменском и Карталинском районах остался обесточенным. Без электричества сидели 9,5 тыс. человек. В нескольких десятках домов ураган сорвал крыши, а город Магнитогорск попросту ушел под воду. Как нарочно, на следующий день, 1 августа, в Челябинске были назначены учения по ликвидации последствий подобных стихийных бедствий. Экстренные службы инсценировали ЧП: потоп на одном из оживленных перекрестков, затопление подвалов близлежащих жилых домов и канализационных колодцев, а также аварийное отключение электроснабжения. «Героическими усилиями» в течение нескольких часов вода была откачана, электричество подключено, а население тем временем обеспечено питьем и питанием. По оценкам администрации, учения прошли успешно. Зато последствия реальной аварии в областной глубинке разгребали около двух суток — и это без восстановления сорванных ветром крыш.

Последствия ливня в Магнитогорске. Фото с сайта vk.com.

В постперестроечные времена из-за раздела собственности и банкротства многих предприятий значительная часть ливневой канализации осталась бесхозной. В итоге информация о количестве выпусков ливневой канализации, ее владельцах и абонентах попросту отсутствует. Есть лишь данные о том, что в городе выявлено 80 точек, которые может в любой момент подтопить в результате ливня. Фактически каждый горожанин справляется с дождевыми потопами, как может. Главный инженер одного из городских торговых комплексов сообщил «Русской планете», что первый этаж их объекта, расположенного в низине, заливало дождевыми водами — ливневая канализация здесь то ли не функционирует, то ли отсутствует вообще. Чтобы перенаправить течение воды, администрация была вынуждена поставить нечто вроде лежачего полицейского, своего рода плотину, и теперь потоки льются к другому зданию.

Директор компании «КЭМП» Яков Гуревич, эксперт в вопросах транспорта и транспортной инфраструктуры, отвечая на вопрос «Русской планеты», высказал мнение, что обустроить ливневую канализацию так, чтобы город избавился от подтоплений, практически нереально. На его взгляд, в нынешней ситуации во многом виновата так называемая «дорожная революция», объявленная местными властями несколько лет назад — ее содержание сводилось к расширению уже существующих и строительству новых дорог:

- Решетки ливневой канализации всегда располагаются по краям дорожного полотна, которое уложено с уклоном — чтобы вода стекала на обочины. После расширения решетки оказались в центре проезжей части, как результат — они постоянно проваливаются, профиль дороги нарушается. Словом, старую канализацию надо демонтировать, а новую прокладывать, а это очень большие затраты. Кроме того, у нас нет специалистов. Дороги расширили, но весьма бестолково: проезжая часть то четырехполосная, то, как бутылочное горлышко, сужается до двух полос. Это не только не решает проблему пробок, но и увеличивает аварийность. Дороги надо сужать, чтобы подвигнуть людей отказаться от автомобилей в черте города — такой совет Сергею Собянину дал мэр Токио. И сейчас в Москве поставлена задача: сделать так, чтобы к 2020 году ездить по городу на личном транспорте стало бы неприличным. Это, конечно, вряд ли осуществимо, но идея, по крайней мере, правильная — она реализуется по всему миру.

Еще один фактор, усугубляющий потопы на челябинских улицах — наш с вами мусор: пакеты, скомканная бумага, пустые сигаретные пачки, банановая кожура. Все это попадает в ливневую канализацию и забивает ее. В 2009 году во время очередного сильнейшего ливня потоп привел к настоящей трагедии. Вода хлынула в подземный переход на площади Революции и затопила его, в результате чего «коротнул» один из торговых холодильников с напитками. Как раз в этот момент вниз спустилась молодая пара. Парень взял девушку на руки и двинулся вброд. Почувствовав удар током, он дернулся и выронил свою подругу — она упала в воду и погибла от электрического разряда. Этот случай потряс горожан. Но, увы, никак не повлиял на ситуацию.

Читайте в рубрике «Титульная страница» С Нового года мусор в России будет жить по-новомуСтанет ли в стране меньше отходов, и во что нам это обойдётся? С Нового года мусор в России будет жить по-новому

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»