Придут поговорить
Мусульмане во время проповеди // © РИА Новости, Саид Царнаев

Мусульмане во время проповеди // © РИА Новости, Саид Царнаев

В Челябинске состоится митинг против строительства мечети

Националисты протестуют против решения мэрии о выделении четверти гектара городской земли под строительство большой мечети и медресе.

Собственно, решение предоставить мусульманам этот участок было принято еще в 2009 году, но общеизвестным этот факт стал совсем недавно, в конце марта. 15 апреля представители челябинских отделений Национального союза России, партии «Великая Россия», Национально-демократической партии и Этнополитического объединения «Русские» направили в городскую администрацию письменное обращение, в котором потребовали не начинать строительство, пока вопрос целесообразности возведения еще одной мечети не будет вынесен на обсуждение горожан. За истекший с той поры месяц никакого письменного ответа общественники не получили, но митинг власть согласовала — правда, не там, где просили, не на открытой площадке неподалеку от места будущего строительства, а в сквере, за деревьями, и в нескольких километрах от планируемой мечети. Впрочем, туда мэрия отправляет всех «несогласных». С организаторами митинга правоохранительные органы уже провели профилактическую беседу, а прокуратура Центрального района выписала предостережение о недопустимости проявлений экстремизма на будущем мероприятии.

Давайте обсудим?

В беседе с «Русской планетой» лидер челябинского отделения партии «Великая Россия» Лев Большаков уточнил, что в обращении к мэрии он и его единомышленники предлагают всего лишь провести публичное обсуждение этого вопроса, чтобы понять, как горожане относятся к идее строительства новой мечети. Тем более что раньше на этом месте планировалось возвести стадион, но потом эту идею отвергли — якобы по техническим причинам.

– Такие вопросы нельзя решать без учета мнения населения — хотя бы для того, чтобы в будущем избежать нарушения закона. Уже сейчас звучат предложения закопать на месте будущего строительства свинью — нечистое, с точки зрения ислама, животное, — дабы «осквернить» эту территорию. Сам я таких идей, конечно, не разделяю.

Буквально полгода назад новая мечеть, открытая в 2011 году в Металлургическом районе Челябинска, подверглась поруганию вандала: молодой парень, которого вскоре задержали, перемахнул через забор и расписал стены культового сооружения экстремистскими и оскорбительными надписями. Неприятный и некрасивый во всех смыслах инцидент свидетельствует об агрессивном, радикальном национализме, который разделяет часть молодежи.

Обеспокоенность Льва Большакова вызвана тем, что мечеть, которую планируют строить, станет самой крупной на Урале, а при ней будет работать медресе. По его словам, этот комплекс сооружений привлечет в город множество мусульман из соседних регионов, в том числе экстремистов, и поспособствует «исламизации» города, а также росту межнациональной напряженности. Большаков считает, что если действующие мечети не вмещают всех верующих, то причина — исключительно в приезжих, а никак не в коренном мусульманском населении, которое составляет по примерным подсчетам 10-13% от общего числа проживающих на Южном Урале.

Еще один аргумент националистов — количество православных храмов. Их в Челябинске — десять на приблизительно 900 тыс. человек славянского населения. Мечетей на сегодняшний день в городе — четыре. На 125 тыс. коренных мусульман. Выходит, что уже сегодня на один православный храм приходится в три раза больше верующих, чем на один мусульманский. Подсчет, разумеется, грубый, приблизительный, да и не вполне ясно, какие из него делать выводы: может быть, просто строить больше православных церквей, безотносительно количества мечетей? Правда, христиане вроде бы не жалуются на недостаток храмов. Пока же челябинские националисты провели свой опрос в интернете. Участвовали в нем 300 человек. За строительство новой мечети высказались 16%, против — 67%. Не имеют мнения на этот счет 17% опрошенных. 

Экстремисты воспитываются не в мечетях

Несмотря на то, что официального ответа мэрии на обращение националистов до сих пор не получено, сити-менеджер Челябинска Сергей Давыдов все же прокомментировал журналистам сложившуюся ситуацию. По его мнению, к развитию экстремизма появление мечети привести не может. А прекрасное новое здание украсит город. Более того:  «…религиозные организации, которые работают в Челябинске, помогают, поддерживают и развивают культуру в нашем городе. Экстремисты воспитываются не в мечетях, а в частных домах и подвалах, непонятными людьми с непонятными агрессивными убеждениями».

Примерно такое же мнение «Русской планете» высказал глава администрации Духовного управления мусульман Челябинской области Марат Сабиров. Он без обиняков заявил, что не видит смысла общаться с людьми, которые выступают против строительства мечети и выдвигают столь агрессивные лозунги, как те, что выложены в тематической группе «ВКонтакте»: «Танкоград не Багдад», «Скажи нет исламизации города» и рядом с ними — перечеркнутые, как на запрещающем дорожном знаке, слово «ислам» и рисунок мечети. Сабиров опроверг слова оппонентов о том, что у мечети будут четыре минарета — минарет предусмотрен всего один. Он также уточнил, что медресе рассчитано лишь на 40 человек, и не без раздражения заметил: только неверующие или некомпетентные люди могут выступать против строительства культового здания. А с такими что обсуждать? Кроме того, Сабиров пояснил, что новая мечеть жизненно необходима челябинским мусульманам — на сегодняшний день десятки, а то и сотни прихожан в любую погоду вынуждены совершать обряды во дворах, под открытым небом, потому что внутри зданий в исламские праздники просто не протолкнуться. Напоследок он сказал, что некоторые из мусульман собираются прийти на митинг националистов — «просто поговорить». На аккуратно заданный вопрос, можно ли надеяться на то, что обойдется без рукопашной, Марат Назипович твердо ответил: никогда традиционные мусульмане этого себе не позволят, а новые мечети как раз и нужны для того, чтобы исламская молодежь не уходила в экстремизм, в подпольные ячейки.

Проблема исламского экстремизма для Челябинской области не столь актуальна, как, например, для Татарстана, где, согласно представленному на днях докладу российского Института национальной стратегии «Карта этнорелигиозных угроз. Северный Кавказ и Поволжье», этот вопрос стоит острейшим образом. Однако в конце прошлого года было завершено следствие по уголовному делу в отношении пяти челябинских представителей международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Их обвиняют в участии в деятельности общественного или религиозного объединения, признанного экстремистским, покушении на насильственный захват власти и содействии террористической деятельности.

Разговор о радикальном исламе и профилактике его возникновения корреспондент «Русской планеты» попробовал было продолжить с руководителем Управления по взаимодействию с институтами гражданского общества Министерства культуры Челябинской области Ильей Аносовым. Диалога, однако, не получилось. Илья Иванович подтвердил, что строительство мечетей можно считать профилактикой распространения экстремизма, но все же затруднился с объяснением того, почему при наличии четырех мечетей в городе кое-кто из несознательной молодежи все же идет в подпольные ячейки, пренебрегая традиционным исламом, и почему пятая мечеть сможет как-то изменить эту ситуацию. На вопрос, какова законная процедура предоставления земельных участков под строительство культовых сооружений, Илья Аносов ответить не смог.

А нас спросили?

Между тем ситуация, возникшая в Челябинске, для России — не прецедент. Чрезвычайно интересен московский опыт. В столице митинги с протестами против строительства мечетей собирались неоднократно. И городские власти в прошлом году в рамках реформы самоуправления изменили порядок предоставления участков под культовые сооружения. Отныне соответствующие решения возможны только после проведения публичных слушаний. Более того: то же самое решение, дабы избежать конфликта с населением, принял Совет муфтиев России. В конце 2012 года решение о строительстве мечети в Крылатском было отменено, как только стало известно о протестах населения. Мэр столицы Сергей Собянин заявил, что сам вопрос о том, насколько новые мечети действительно необходимы Москве, остается пока открытым: есть сведения, что множество мусульман, посещающих культовые сооружения, не являются москвичами и даже не зарегистрированы в столице. Таковы данные по результатам проверки паспортного режима.

Челябинск — город в целом довольно спокойный и мирный, никогда не отличавшийся ни распространением радикальных экстремистских течений, ни межнациональным напряжением, ни религиозным фанатизмом. По словам Марата Сабирова, строительство храма — дело дорогостоящее и долгое: мечеть, открытая в 2011 году, строилась аж с 1997-го. Деньги на ее возведение жертвовали не только рядовые мусульмане, но и православные. И это вполне нормально. Как нормально и то, что по просьбам приехавших таджикских коммерсантов при поддержке муфтия Уральского региона Рината Раева на одном из рынков Челябинска недавно была открыта просторная молельная комната — гости города тоже имеют право совершать свои ежедневные религиозные обряды в подобающих тому условиях. Тем не менее, столь тонкую, деликатную тему, как чувства и потребности верующих, будь то христиане или мусульмане, заинтересованные стороны снова будут обсуждать не за столом, а на площади.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Будут ли оплакивать Владимира Путина?Попробуем объяснить неистребимую любовь русского народа к самодержцам Будут ли оплакивать Владимира Путина?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»